БАРТЕЛМЕС Ричард - БА́РТЕЛМЕС Ричард (Barthelmess, Richard) (9 мая 1895, Нью-Йорк - 1963, Саут-Хемптон, штат Нью-Йорк), американский актер.
Сын преуспевающего коммерсанта и драматической актрисы, Ричард в 1913 поступил в респектабельный Хартфорд Тринити-колледж. Два года спустя, во время летних каникул, Бартелмес принял участие в съемках фильма кинокомпании «Хартфорд филм корпорейшн», которая, впрочем, обанкротилась за несколько недель. Несмотря на неудачу, молодой человек не оставил мечты стать киноактером. В 1916 он познакомился в Нью-Йорке с актрисой Аллой Назимовой (см. НАЗИМОВА Алла Александровна), которая устроила ему небольшую роль в фильме режиссера Г. Бреннона «Невесты войны». Дебют был признан удачным и Бартелмес заключил персональный контракт на 50 долларов в неделю.
В 1919 актер сыграл роль китайца Шун Хуана в фильме режиссера Дэвида Гриффита (см. ГРИФФИТ Дэвид Уорк) «Сломанные побеги» (в советском прокате - «Сломанная лилия»). В этой роли Бартелмес не просто аккомпанировал исполнительнице главной роли Лилиан Гиш (см. ГИШ Лилиан), а сумел создать запоминающийся образ благородного и скромного молодого героя. Актер пользовался славой одного из самых красивых мужчин Голливуда и в своих ролях всегда подчеркивал реалистичность и нравственную чистоту своих персонажей. Эффектная внешность кинозвезды у Бартелмеса сочеталась с умом, работоспособностью и внутренней культурой.
В 1921 Бартелмес организовал фирму «Инспирейшн пикчерс». Ее первым детищем стал фильм «Кроткий Дэвид» (в советском прокате - «Нападение на виргинскую почту»), где Бартелмес не только сыграл главную роль, но и выступил в качестве автора сценария. Незатейливому образу паренька-горца, мечтающего стать почтальоном, Бартелмес сумел придать яркость и драматизм. Но дела фирмы «Инспирейшн пикчерс» шли неудачно. Из одиннадцати выпущенных фильмов, только «Кроткий Дэвид» и «Огонь души» (1925, Бартелмес сыграл здесь роль композитора) окупили производственные затраты и в 1927 фирма прекратила свое существование.
Бартелмес заключил контракт с одной из голливудских фирм, который предусматривал съемку трех картин в год, за каждую из которых актер должен был получать ежегодно по 375 тыс долларов. Из фильмов второй половины 1920-х годов с его участием выделяются номинанты на «Оскар (см. ОСКАР (в кино))» - «Патентованный кожаный парень» (1927) и «Аркан» (1928). С приходом звука в кинематограф расширяются творческие возможности актера, который смог создавать более сложные психологические роли. В «Последнем полете» (1931, режиссер У. Дитерле (см. ДИТЕРЛЕ Уильям)) Бартелмес создал образ представителя потерянного поколения, в «Хижине в хлопчатнике» (1932, режиссер М. Кертиц (см. КЕРТИЦ Майкл)) запомнился в роли поденного работника, ставшего жертвой страсти хозяйской дочки, в «Современном герое» (1934, режиссер Г. В. Пабст (см. ПАБСТ Георг Вильгельм)) впервые сыграл отрицательного героя.
В середине 1930-х годов фирма «Уорнер бразерс» не возобновила с актером контракт. До 1942 Бартелмес принимал участие в нескольких кинолентах, а затем навсегда покинул съемочную площадку. В дальнейшем он отвергал все предложения сниматься и в 1963 скончался от рака.